Книга, мягко говоря, достойна быть прочитанной от корки до корки и остаться на вашем столе. Но нам придётся сфокусироваться лишь на одной её главе – «О внимании слушателей». Глава структурирована и проиллюстрирована конкретными «кейсами», как стало принято говорить в XXI веке. Итак, семь советов выступающему.
1. Прямое требование внимания от слушателей.
Внимание, господа! В 2021 году в наших руках онлайн-платформа, которая позволяет многократно усилить воздействие на аудиторию в сравнении с тем, что было доступно во времена Пороховщикова. Титры, всплывающие значки и другие визуальные акценты доказали свою эффективность.
2. Пауза. Работает в офлайн и онлайн одинаково хорошо. Спикеру стоит сделать паузу, замолчать, и через несколько секунд внимание участников вернётся: что случилось? Почему тишина? Тут уместны как визуальные эффекты платформы, так и наши знаменитые окна «контроля присутствия» (вопросы, появляющиеся поверх окна трансляции).

3. Вставные предложения. Эти словесные конструкции позволяют прокомментировать или пояснить часть предложения, могут выполнять оценочную функцию и привносить оттенок эмоциональности. Например: «На следующее утро Иван (как ни печально это осознавать) решил оставить друзей и уехать навсегда из родного города». С одной стороны, вставные конструкции утяжеляют речь (особенно письменную), с другой – делают её более живой и естественной. И хорошим приёмом в онлайн здесь может быть «отзеркаливание» вставного предложения визуальным эффектом или опросом («а вы что думаете – правильно это или нет?»). Возможность поделиться собственной эмоцией, продемонстрировать согласие или несогласие с докладчиком прекрасно «вешается» на эти самые вставные предложения.
4. Обращение к слушателям с неожиданным вопросом. Этот приём для онлайна может быть даже эффективнее, чем для обычного выступления. Вербальный вопрос можно подкрепить голосованием или опросом в чате. В материале «Zeppelin: полёт технологий» есть отличный пример: подводя итоги работы, спикер спросил участников, какова ДЛИНА всех проданных за год машин. Неожиданно, правда ведь? Так вы снова привлечете внимание к своей речи и активизируете слушателей, подтолкнёте к действию, а заодно, после мероприятия, сможете увидеть статистику присутствия.

5. Дразнить любопытство, сохраняя интригу и не отвечая сразу на свой важный вопрос. Здесь подогреть интерес можно, например, с помощью изображений в Мегачате: картинками с чем-то необычным и незнакомым, частично «замазанными» фотографиями, интригующими баннерами и даже онлайн-голосованиями «ну как вы думаете, что сейчас произойдёт?» Здесь наша платформа позволяет организовать даже тотализатор и довести уровень азарта до спортивного.
6. Прервать изложение на интересном месте, перейти к другому вопросу, а затем вернуться к тому, на чём остановились. Это так называемый эффект Зейгарник – психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. Остановившись на самом интересном, вы можете замотивировать слушателей пройти тестирование, оставить отзыв, выполнить какое-нибудь короткое простое действие внутри платформы, обещая им продолжение сразу же, как большинство справится с заданием. Стоит рассмотреть варианты переключения на презентацию или, например, приглашение в студию почётного гостя, особенно если его появление не было анонсировано.
7. Заранее намекнуть, о чем будет говориться далее. Здесь, опять же, к нашим услугам вся мощь мегачата: рекламные баннеры «Смотрите в нашей трансляции через 10 минут...» или «Что вы думаете об этом? Обсудим в следующем блоке». Этот логический мостик подпитает любопытство участников, а закрепить эффект можно каким-либо предварительным опросом на тему, к которой планируется перейти – чтобы через несколько минут вместе с аудиторией обсудить результаты этого опроса.
Что ещё понравится аудитории? Непосредственное приглашение слушателей к совместному обсуждению. Процитируем пример Пороховщикова: «Господа присяжные заседатели! Никто не видел происшедшего. Но если бы кто из нас случайно оказался на месте, что увидал и что услыхал бы он?».
Кстати, про действенность апеллирования ко мнению слушателей знали ещё в древней Греции. «..А если не веришь, спроси их, или лучше я сам спрошу их за тебя. Скажите, Афиняне, считаете ли вы Эсхина наемником или знакомым Александра?.. Слышишь, что они говорят?» – это, между прочим, сам Демосфен. Не зря же интерактивные инструменты играют такую важную роль в event-индустрии.

Хотите узнать ещё больше про «ораторские чары» – читайте статью про образ спикера. Или просто следуйте совету великого оратора древности – Аристотеля: «Не упустите случая сказать: я просил бы вас обратить внимание на это соображение; оно гораздо важнее для вас, чем для меня». Об этом тоже напомнил в своей книге П.С.Пороховщиков.
А у вас есть какие-либо собственные спикерские приёмы и наблюдения? Они актуальны в режиме онлайн? Поделитесь опытом на нашей странице в Facebook.
С интересом,