В 2001 году IT-мир Кремниевой долины «взорвал» новый подход, предложенный разработчиками. Тягучая система бюрократии оказалась слишком консервативной для того, чтобы создавать инновационные продукты. Группа смелых и решительных IT-гениев сформировала собственный манифест, который не только перевернул процесс технологической разработки, но и внедрился в области, далекие от IT.
В чем «соль» agile-метода?
Создатели сформулировали 4 основных принципа и 12 дополнительных, на основе которых любой проект реализуется проще. Базисом всей системы является дробление любого проекта на итерации — циклы — каждый из которых рассматривается как отдельная часть с оценкой результатов.
4 «кита» agile
1)Люди — главное
Приоритет всегда отдается людям. Они важнее технологий, инструментов и рабочих процессов. Позитивное сотрудничество единомышленников, стремящихся создать что-то новое, ставится на первое место.
2)Нет бюрократии
Если продукт работает, то все бюрократические элементы, включая документацию и отчетность, отходят на второй план. Создатели agile не призывают убрать всю бумажную работу, но предлагают видеть главное, не «закапываясь» в бумажках и их согласованиях. Упрощаются каналы взаимодействия, а также система одобрения руководством.
3)Изменения допустимы
Зачастую реализация проекта связана с текущими изменениями. Поэтому сторонники agile-методики их не боятся. Коррективы допустимо вносить на любом этапе реализации проекта во избежание критичных правок по его завершении.
4)Сотрудничество и еще раз сотрудничество
Невзирая на жесткие формальные требования заказчика или руководителя, условия договора могут быть изменены, если это пойдет на благо проекту. Главное — быстрое и эффективное достижение поставленной цели.
В дополнение к четырем «китам», создана россыпь более мелких правил, которые детализируют подход. Например:
- участники проекта должны быть замотивированы (материально и нематериально);
- каждый день участники обмениваются мнениями и полезной информацией по проекту в целом;
- все придерживаются максимальной простоты и самоорганизации с обязательным результатом в итоге.
Как agile работает вне IT-сферы?
Удачные принципы, перевернувшие с ног на голову традиционную проектную систему, быстро интегрировались в разных областях. Люди увидели их действенность, что способствовало возникновению отдельных компаний, специализирующихся на обучении agile-стилю. Тренеры, коучи, тьюторы.
Ивент-индустрия не стала исключением, но помимо системы управления проектами agile включился в отдельные механизмы. Например, в бизнес-игры. Их используют для профессиональной тренировки сотрудников. С одной стороны, развлечение, геймификация (а значит, все навыки усвоятся легко), с другой стороны, тимбилдинг — искусство работать в группе.
Agile games отличаются от других игр тем, что используют ситуации, приближенные к реальной жизни. Участники выполняют задания, демонстрируя профессионализм, гибкость, умение работать в быстро меняющихся условиях с учетом ограниченного времени и ресурсов. При этом им предлагается действовать в рамках agile-принципов:
- быть командой;
- сотрудничать;
- договариваться;
- ставить задачи;
- формировать приоритеты;
- добиваться результата.
Механизмы игры могут быть очень неожиданными: меняется традиционное разделение команд. Половину баллов участники зарабатывают в «домашних» группах, в которые их распределили в начале игры, а вторую половину — влившись в команды соперников.
Головоломность задач удивляет и заставляет быстро адаптироваться к ситуации, проявляя недюжинные способности (зачастую скрытые в обычной жизни).
Механика agile games от DEEP Platform
Мы проводим гибридные игры в стиле «agile», что подразумевает использование планшетов или других электронных устройств. В этом помогает наша платформа для проведения онлайн-мероприятий (а также офлайн и гибридных событий).
Игра начинается с формирования команд по 10 человек. Их число может меняться в зависимости от количества участников. На каждом столе приготовлен планшет на команду для получения заданий. Помимо этого каждый участник использует мобильное приложение на своем телефоне для решения командных задач.
Agile game состоит из 5-8 раундов. Например, 6 раундов по 20 минут (2 часа игры). В ходе игры участникам предстоит поработать в разных командах. Мы составляем схему раундов так, что каждый игрок успевает познакомиться и посотрудничать как минимум с третью своих коллег.
В рамках каждого раунда участник:
1)узнаёт, за что борется: в игре применяются баллы разного типа, меняющие ценность подобно валютам на рынке: «репутация», «лидерство», «команда», «творчество» и другие (по желанию клиента).
2)узнаёт, с кем и где ему предстоит сотрудничать: мобильное приложение сообщает координаты точки встречи и состав новых компаньонов. В какой-то момент игры участники под определенными ролями должны образовать временную команду для выполнения поставленной задачи. Один из них временно назначается капитаном.
3)получит свой фрагмент задания: но мобильное приложение отображает лишь часть задания. Чтобы решить задачу, придется сопоставить свой фрагмент с фрагментами коллег.
4)примет участие в решении задачи: теперь осталось найти ответ, ввести его в мобильном приложении и получить призовые баллы.
Роли в командах:
Каждому человеку за столом присваивается определенная роль. Это могут быть как реальные должности, так и полностью фантазийные, соответствующие задумке и стилистике игры. Среди самых распространенных:
- капитан;
- IT-ассистент;
- разработчик;
- аналитик данных;
- стратег;
- креативщик;
- продакт-менеджер;
- менеджер по логистике;
- тестировщик;
- специалист службы поддержки;
- sales-менеджер.
Пример заданий
Раунд «Время перемен»
В рамках данного раунда участники полностью поменяются своими «базовыми» командами и займут место за другими игровыми столами. Все капитаны при этом останутся за своими столами и будут ответственными за ввод ответа в iPad. После того как команды соберутся, они смогут отойти в любое удобное место, чтобы не мешать друг другу (ведущий поможет с этим).
Пример задания:
Залог успеха практически в любом деле — это своевременная и эффективная коммуникация. Причем, как с коллегами, так и с заказчиками и партнерами. Мешать этому не должны никакие обстоятельства, включая очевидный выход из так называемой зоны комфорта.
Сейчас вам предстоит быстро освоиться внутри новой команды и выполнить достаточно творческое, но при этом серьезное задание. Вы получите ватман и маркеры, с помощью которых нужно будет в графическом формате (то есть нарисовав схему, диаграмму или даже комикс) ответить на важный вопрос «По какой причине сотрудник технического сервиса не всегда отвечает на письма?». У вас есть 15 минут и креатив каждого из коллег. Результат необходимо сфотографировать на командный планшет, а затем отдать организаторам (просто сообщите, когда будете готовы сдать свое творение).
Задание «Быть в ресурсе»
Каждый участник получает свою «роль» в миссии (руководитель проекта, аналитик, разработчик, администратор). Задача — договориться о распределении ограниченных ресурсов в команде. Каждый вариант решения может быть оценен количеством баллов от 0 до 100 — но нужно постараться найти решение, близкое к оптимальному.
«Хитрости», усложняющие ход игры
Иногда полезно ввести новые правила, которые вновь переворачивают механику agile необычным образом, заставляя игроков проявлять сообразительность и активность.
"Сфера влияния": участники, набравшие больше персональных баллов, влияют на общий результат команды в следующих раундах, добавляя к нему «повышающий коэффициент».
"Заслуженная награда": в некоторых заданиях участники могут присудить дополнительные баллы одному человеку: тому, кто внёс максимальный вклад в решение. Лидеры поучаствуют в борьбе за приз «Лучшего игрока».
"Выбор за вами": количество призовых баллов зависит от времени, затраченного на решение. Торопиться или ждать? Рискнуть в надежде на максимум или потерять чуть-чуть баллов, но свести к нулю риск ошибки?
"Кнопка жадности": задание выполнено, но как делить баллы? «Всем поровну» — все получат по 20 баллов. Или забрать всё себе, но командная сумма разыгрываемых баллов уменьшится. Смогут ли участники договориться?
Agile games — это отличный инструмент для обучения и отработки навыков. С его помощью можно эффективно развивать сотрудников, ознакомляя их с новыми проектными технологиями. Главное — не ошибиться с организатором игры.
Искренне ваш, DEEP Platform.